Власти Черкасс объявили конкурс на право обслуживания половины всех автобусных маршрутов города. Однако шансы победить в нем есть лишь у предпринимателей, располагающих новым транспортом стандарта Евро-4 вместимостью не менее 90 пассажиров. Поскольку у большинства перевозчиков нет нужных машин, равно как и возможности оперативно их закупить, чиновники не исключают, что вообще откажутся от услуг местных компаний. В мэрии утверждают, что уже ведут переговоры о создании АТП на паритетных началах с заезжими инвесторами.
Черкасские чиновники намерены существенно ужесточить условия работы на рынке пассажирских перевозок. На 20 марта запланирован конкурс, на который выставлена половина из 24 имеющихся в городе автобусных маршрутов. Главное требование, предъявляемое к претендентам на победу, — наличие в их парках крупногабаритного низкопольного пассажирского транспорта вместимостью не менее 90 человек. Кроме того, автобусы должны соответствовать экологическому уровню Евро-4, а значит, быть новыми. В будущем аналогичные условия будут выставлены и по остальным маршрутам, договоры на обслуживание которых у предпринимателей истекают этим летом.
Борьбу с маршруточниками чиновники мотивируют желанием очистить воздух от вредных выхлопов. Они даже провели специальное исследование, где наглядно — в диаграммах и схемах — продемонстрировали зависимость здоровья горожан от состояния окружающей среды. «На сегодняшний день большинство курсирующих по Черкассам «Богданов» и «Эталонов» в лучшем случае соответствуют уровням Евро-2 или Евро-3», — поясняет начальник управления транспорта департамента жилищно-коммунального комплекса мэрии Виталий Дядченко. Заодно власти планируют существенно сократить пассажирский автопарк. Вместо имеющихся на сегодняшний день 350 маршруток, вместимость которых не превышает 45–50 человек, по городским улицам должны курсировать 170 больших автобусов.
По данным «ДС», перечисленные выше условия перевозки пассажиров были утверждены местным горсоветом еще в 2008 г. Но тогда перевозчикам дали отсрочку до 1 января 2012 г., чтобы они успели обновить автопарки. Однако этого так и не произошло. Ссылаясь на кризис и дороговизну больших автобусов (их стоимость — порядка EUR100 тыс. против EUR30 тыс. для маршруток типа «Богдан»), предприниматели не провели массовых закупок новых машин, рассчитывая договориться с чиновниками. Но в начале этого года город отказался продлевать разрешения 12 перевозчикам и заявил о намерении обслуживать освободившиеся маршруты самостоятельно, выделив на закупку коммунальных автобусов 30 млн грн.
Грозясь чиновникам судебными исками, перевозчики все же добились проведения конкурса. Причем компании, которые уже заявили о своем участии, планируют выйти на «кастинг» все с теми же маршрутками. В недавно созданной для лоббирования отраслевых интересов Ассоциации перевозчиков заявляют, что намерены добиваться от города пересмотра условий. Ведь несколько лет назад многие перевозчики пошли на поводу у властей и массово закупили новые «Богданы» и «Эталоны», за которые еще не успели расплатиться по кредитам. «Мы просто не в состоянии выполнять столь быстро меняющиеся требования чиновников. По-сути, приобретенные нами машины только вышли на самоокупаемость, дохода от их эксплуатации предприятие не получило, а уже приходится снова обновлять автопарк», — сетует представитель одного из АТП, попросивший не называть его имени.
Перевозчики считают, что власти выставили заведомо невыполнимые условия, чтобы иметь официальный повод убрать с рынка «лишние» компании и передать большинство маршрутов созданному недавно предприятию «Черкассы Транс», среди собственников которого, по слухам, числятся несколько местных депутатов. Виталий Дядченко эту информацию опровергает, но не отрицает, что «Черкассы Транс» действительно запустило большие автобусы, которые курсируют по «чужим» маршрутам «в тестовом режиме». Шансы этой компании надолго закрепить за собой «тестируемые» рейсы весьма высоки, так как помимо угодного чиновникам подвижного состава она готова предложить невысокие тарифы на проезд (2 грн. против 2,5 грн. в маршрутках). Впрочем, сейчас чиновники изучают и возможность создания совместного транспортного предприятия с другими инвесторами. Город готов вложить в его уставный фонд 30 млн грн., запланированных в бюджете на закупку транспорта. Столько же предложат внести второму собственнику. Как сообщили «ДС» в мэрии, уже идут переговоры с потенциальными партнерами, среди которых, в частности, есть и российские бизнесмены. Но пока новое АТП с рекордными для областного центра финансовыми возможностями не создано, у маршруточников все же остается шанс поработать. Ведь на сегодняшний день нужного количества автобусов нет ни у города, ни у приближенных к чиновникам фирм.
Виталий Дядченко не исключает, что мэрия все же допустит некоторых предпринимателей к обслуживанию маршрутов. Но договоры с ними будут заключены не на три-пять лет, а всего на год. Если за это время перевозчики не успеют обновить автопарк, их не только лишат права работать на маршруте, но и не позволят участвовать в дальнейших конкурсах.
"Деловая столица"
(http://www.dsnews.ua/infrastructure/art48404.html)